Наверх
ГлавнаяВся правда о ГубахеСтатьиНаши люди«Работая на «Метафраксе», чувствую себя как военнопленный…» - Армен Гарслян

«Работая на «Метафраксе», чувствую себя как военнопленный…» - Армен Гарслян

О своём пути от судебного исполнителя и юриста торгового дома до председателя совета директоров ОАО «Метафракс» и депутата Законодательного собрания рассказал гость программы «Биография» Армен Гарслян. Ведущий – Роман Попов.

Армен Гарслян

- Когда вы приехали в Пермь?

- После армии приехал в Пермь, чтобы поступить на юридический факультет ПГУ. Сразу пошел работать в суд. Я не мог поступить на дневное, потому что кто тогда будет кормить? В 20 лет неудобно за счет родителей жить. В Мотовилихе была вакансия секретаря суда. Суд находился на Бульваре Гагарина, в подвале. Так и началась моя биография в Перми. Через три месяца я стал судебным исполнителем.

- Сейчас это приставы.

- Да. Но сейчас приставы другие. Тогда - один, берешь папку, садишься на 11-й номер и вперед, по всей Мотовилихе. Еще была команда ребят, с которыми у меня очень добрые отношения. Это наши женщины - Газеева Тамара Николаевна, Пузикова Светлана Михайловна. Это мои «мамы», которые меня встретили в суде. Одна была старшим судебным исполнителем, вторая - опытный судебный исполнитель. Учеником я пришел к ним.

Если во время работы было тяжело - изъятие имущества, дебоширы - можно было позвонить и вызвать команду. А так мы были бесправные, потому что приходилось самому везде ходить. Да и время такое было... 89, 90-й год. Тогда все рушилось. Не только партия, но и все в целом.

- Помните свои ощущения от страны, которая рушилась?

- В целом, непонятно было, что происходит. Основные события произошли в 92-м году. Я в Мотовилихе вступил в партию, а потом мне говорят - все, партии нет. А я, как молодой партиец, был очень активным. Для меня это было стартом. Я понял, что что-то большое рушится. Когда я приезжал, все было задумано просто - отучиться, стать прокурором. Такая мечта была. А потом стало все рушиться.

- Эксперты говорят, что мы сейчас живем во время турбулентности, неопределенности, что будущее от многого зависит. Можно нынешнее время сравнить по ощущениям с началом 90-х?

- Тема долгая. И сейчас, и тогда время было непростое. Тогда многие не осознавали, да и сейчас тоже. Но тогда события развивались после эпохи стабильности, когда было понятное "завтра". Когда начались события 90-х, стало непонятно, что будет завтра. У меня была некая паника - как будет дальше? Я много думал. Опираться можно было только на самого себя.

- Учебу закончили?

- Да, это был 95-й год. Из суда я ушел в 92-м году. У меня не было квартиры, жил в общежитии, родился сын в 90-м году. В суде я понял, что квартира мне не светит. Поэтому ушел.

Я очень хотел посвятить свою жизнь юридической работе, и я знал, что точно к ней вернусь, потому что это любимая работа для меня. Но время было дикое, пришлось уйти.

Был Мотовилихинский торговый дом, куда я пошел юристом. Там предложили зарплату, которая давала надежду на квартиру.

- Чем занимался юрист Мотовилихинского торгового дома в 92-м году? Тогда законов-то не было.

- Как раз самое первое, чем я занимался - это таможенные дела. Совершенно новая структура - Пермская таможня. Товары надо растамаживать. Никто не знал, что и как делать. Я тоже не был специалистом. Осваивали, изучали на ходу. Так началась карьера юриста.

Было время беспредела. Обманывали на каждом шагу, и надо было многое предусматривать. Не сказать, что юридические документы имели какую-то силу, но я занимался вопросами, которые обеспечивали поступления по договорам и т.д. Через год я стал коммерческим директором этой компании.

- Сейчас 2014 год. Вы успешный бизнесмен, политик, вас знают все. Часто ли вы сейчас видите людей оттуда, из 90-х, которые, может быть, не были с вами знакомы, но вы их знали, смотрели на них со стороны?

- По-разному. Конечно, все мои друзья из того времени сегодня со мной. Единицы тех, с которыми мы расстались. Некоторые не переварили те изменения, которые произошли со мной. Некоторые повели себя так, что я испытал разочарование. А самое сильное разочарование - если это твой друг.

Кто кем стал - не имеет значения. Самый мой большой и близкий друг - это тот, с которым мы в то время шабашили. В суде платили 85 рублей. Как жить на эти деньги? Мы приходили к уважаемому человеку. У него была «копейка». Брали у него машину на ночь за определенную сумму денег и шабашили с другом. Сегодня он практически член нашей семьи. Приходит и уходит когда считает нужным. Он водитель. Как был тогда водителем, так и сегодня водитель. Он мой друг, и ничего не поменялось.

Есть многие другие, с которыми мы поддерживаем отношения.

Тогда был излом. Многие бросали учиться. Сидишь в красном уголке общежития... А я жил в общежитии завода Калинина. Мне его дали по письму отдела юстиции. Всем смешно было учиться, потому что тогда заработать можно было, торгуя на рынке. Для меня вопрос по учебе не стоял, я не собирался бросать, потому что понимал, что если сегодня это никому не надо, то понадобится завтра. К сожалению, многие ребята бросили учиться.

- С вашей группы, с вашего потока?

- Не только. Ребята, с которыми мы жили в общежитии. Учились в разных вузах.

Мы продолжаем поддерживать отношения с ребятами, с которыми я работал в суде. Многие работают и не в Перми. Прокурор Карачаево-Черкессии, председатель суда Ингушетии... Мы вместе были в Мотовилихинском суде. Наша команда давала мощный результат по исполнительской деятельности на территории всей Пермской области.

- Можно я отмотаю немного обратно? Вы работаете коммерческим директором торгового дома Мотовилиха. Чем вы занимались в этой должности?

- Чем только мы ни занимались. Покупали, продавали... Такие были кульбиты, вы не представляете вообще (смеется). Одежда, водка, вино, шоколад, книги, карандаши... Абсолютно все.

- Сделки были однотипные - купили-продали или многоходовки тоже были?

- Были разные схемы. Потом мы наладили очень хорошие отношения с производителями. Мы «Кока-колу» и «Пепси-колу» завозили в город в 92-м году. Первые 1,5-литровый бутылки с соком точно мы привезли. Причем мы привезли их напрямую из Голландии. Я помню историю в Березниках, когда мы привезли огромный морской 20-тонный контейнер, и его там не могли разгрузить, потому что кран не мог его поднять. Но когда он его смог поднять, все это рухнуло на грузовик, и из контейнера потекло все (смеется).

- Я так понимаю, что со страховкой тогда все было плохо. Контейнер ушел на мах.

- Что-то уцелело. Историй таких было много. С «Пепси-колой» тоже. Она приехала 22 декабря 92 года в Пермь. Три машины. Не знаю почему... Молодые были. Мы не загрузили ее в холодильник. Сначала было тепло, а когда машины заехали в город, морозы как бахнули, а мы машины поставили, думаем - в понедельник разгрузим. Разгрузили... Пара бутылок уцелела (смеется).

- Там было стекло?

- Да (смеется).

- Вы коммерческий директор. Потом?

- Потом я быстро, слава богу, встретил очень хорошего человека. Тогда он был председателем Мотовилихинского суда, Виктор Михайлович Цодикович. Сейчас он председатель 17-го апелляционного суда. Тогда я и не знал, кем он будет и я кем буду. Тогда он много давал советов, и на всю жизнь он для меня - учитель.

Когда я ушел из торгового дома, я встретил очень интересного человека, его уже нет с нами, это Олейник Иван Леонтьевич, известная личность. Он был председателем исполкома Мотовилихи, зампред облисполкома, председатель агропрома. Мощный человек, который построил основную пищёвку на территории Пермской области. Жизнь свела нас с этим человеком. Я имел счастье с ним вместе проработать. Учитель. Представляете, человек учил меня писать письма! Когда-то именно он объяснил мне, что очень важно то, как написано деловое письмо. Не только смысл.

После того, как я с ним встретился, ушел работать в компанию "УралСибСпецСтрой". Это тогда был крупнейший дорожно-строительный трест. 8 лет я там отработал - от начальника отдела до вице-президента компании. Очень благодарен Варламову Анатолию Прокофьевичу, генеральному директору. Он для меня тогда сделал очень большое дело - поставил молодого, не имеющего большого опыта человека возглавлять целое большое направление, связанное с финансами. Я переквалифицировался в финансиста, пошел даже учиться, получил второе образование.

- И все это началось с торгового дома «Мотовилиха».

- Опыта я там набрался - это точно. Когда мы пришли в Нижний Новгород, где был завод шампанских вин… Перед Новым годом отгружаем шампанское. Первый раз. Приезжаю, подписываю бумаги, жду. Мне говорят - не отходите, ждите. Времени - два, три часа. Не отхожу, жду, когда машины погрузят. Водители говорят - так не делается, надо идти, договариваться. Я говорю - сказали ждать. Они - ты что, с луны свалился? Так наши машины не загрузят сегодня. Мы пошли туда, и я понял - точно, если бы не пошли... Нас загрузили уже после 10 часов вечера. И то после того, как мы сделали нужные движения.

Так что, первый опыт я получат там, это точно.

В суде было другое - документооборот, дисциплина, чувство ответственности. Это очень важно. Многим ребятам этого очень не хватает.

- Когда вы работали в "УралСибСпецСтрое", никакого дикого времени, как я понимаю, уже не было? Это крупная, серьезная компания. Турбулентность позади?

- 95 год? Да вы что! Самое пекло. Денег нет. Никаких. Знаменитое время взаимозачетов. Та коммерческая школа, которую я в торговом доме прошел, очень помогла тогда. И юридическое образование. Все в комплексе.

Взаимозачеты - это такая штука.... Мы строили дороги. «Метафракс», например, отгружал нам за это пентаэритрит. Пентаритрит - лакокрасочным компаниям в Ярославль. Из Ярославля лакокраску в Тольятти. В Тольятти забираешь машины, которые продаешь в Перми, получаешь деньги и платишь зарплату. Это один из примеров.

Часть зарплаты отдавали продуктами, потому что в магазинах ничего не было и денег не было. Мы организовали маленькие магазинчики, через которые люди отоваривались продуктами питания. Очень сложное было время.

Конечно, компания была мощная. Мы развивали много других направлений деятельности. Построили аккумуляторный завод с турецкой компанией. Был Пермский аккумуляторный завод, хорошая компания. Жалко, что вся эта история ушла. Очень жалею.

Я ушел с компании в 2001 году в Теплогорский карьер. Щебень… И так далее.

- Когда все стало постепенно выравниваться?

- Где-то ближе к 2000 году. А с 2001 взаимозачеты вообще ушли.

- Кризис 98-го года прошел как один из элементов этой общей лихорадки?

- Не скажу, что этот кризис тяжело прошел для меня. Я чего-то уже достиг в жизни и чувствовал себя по-другому на территории, где друзья, знакомые, коллектив. Уже намного легче. Конечно, были проблемы, но они всегда есть.

- Чем сегодняшнее время отличается от 98-го года. Все говорят "почти то же самое". Что это - "почти"?

- Мой отец говорил мне - не дай бог вам пережить войну! На долю каждого поколения выпадают свои трудности. У меня детство было счастливым, чего нельзя сказать о детях, которые родились в 90-х годах. Но, на их долю тоже пришлось хорошее время с 2000 по 2014 годы. Сейчас опять тяжело. Это надо выдержать. Всю историю Россия попадает в такие ситуации.

- Вы можете обозначить какие-то человеческие качества, черты характера, которые должны быть в человеке, чтобы спокойно переживать такие эпохи?

- Сложно сказать. Главное - не паниковать. Надо уравновесить себя, не рисовать себе волшебных облаков. Много молодежи сгорает из-за огромных соблазнов. Я бы всем посоветовал стать специалистами, не думать о том, что прямо завтра надо заработать во что бы то ни было. Надо стать профессионалом.

Многие могут сказать, что мне легко рассуждать. Знаете, через все это я прошел. С должности коммерческого директора я ушел не из-за денег. Я тогда очень много зарабатывал. Просто я понял, что у этого нет будущего, что надо создавать некий фундамент сейчас. Я это и тогда говорил, и сегодня могу сказать. Надо выдержать, найти себя и развиваться. Все придет. Понятно, что не все станут президентами, но и цели надо ставить реальные.

Второе - это друзья. Надо себя очень правильно вести. Никогда не отступаться. Это очень большое богатство, когда рядом есть друзья.

Ну и семья. Это опора. Ее надо правильно создавать.

Это то, что я прошел, то, что сделало меня сильным.

- Как вы в Губаху попали?

- Там я с 2001 года. Я попал не в Губаху, а на «Метафракс». А поскольку он оказался в Губахе... Меня пригласили акционеры и не только на «Метафракс», но и еще на два крупных предприятия. На «УралСибСпецСтрое» я дошел до высшей точки - президент и собственник компании. Во мне все кипело, опыта много. Мне 32 года. Было понимание, что надо идти дальше. Тогда было приглашение из трех компаний в качестве управленца. Я посетил все три компании. «Метафракс» был средним по величине среди них. Год я там был членом совета директоров. За это время надо было определиться и сообщить акционерам - да или нет. Я решил принять приглашение. Председатель совета директоров - это должность. Акционерами была принята большая программа развития. Было понятно, что предприятие надо развивать.

- Вы год знакомились с предприятием, определяли для себя круг задач.

- Да. И круг людей. Надо было понять, смогу ли я определить приоритеты, собрать в общий круг людей и того состава, который тогда работал, и идти дальше.

- Что было самым сложным, что пришлось преодолеть?

- Я понял, что многим надо будет жертвовать. Предприятие большое, сложное. Я понял, что надо лет на пять оторваться от всего другого и полностью посвятить себя новой работе. Мне было оказано большое доверие.

- А чем жертвовать? Вы богаты, уважаемы, известны. Что вы теряли?

- Во-первых, богатым я был не всегда. На «Метафракс» я пошел обеспеченным человеком. Чувствовал в себе силы, опыт. «Метафракс» затянул очень сильно. Не думал, что так будет. Не говорю, хорошо это или плохо. Может быть, я не правильно организовываю свое время, но на отдых времени не остается. Например, до 2002 года я был заядлым охотником. С тех пор, я ездил на охоту всего 4 раза.

Но есть другое: «Метафракс» образца 2002 года - это 2 млрд выручки. Была задолженность по зарплате, за газ и т.д. Время такое было. «Метафракс» образца 2014 года - это 35 млрд выручки. Группа предприятий. 2-3 место по прибыли в Пермском крае. Но это огромный труд! Приходится работать по 10 часов в день. Смог освободить себе для семьи пока только воскресенье. Я достаточно жертвовал семьей все эти годы. Самая большая ценность для человека - семья. Я говорю это и не краснею. Я же не могу разорвать рубашку в доказательство, но это, в самом деле, так для меня. Одно дело, что чего-то достиг, другое дело - что с друзьями не так часто общаюсь.

- Как получилось так, что вы пошли в политику? Из всего, что вы говорили до этого, никак не складывался ваш образ как политика.

- Это Губаха. Мы понимали, что создать солнечное царство в Губахе под названием «Метафракс» - это утопия. У нас работают высококлассные специалисты, и они должны жить в достойной среде. Если создавать ее в масштабах Губахи средствами предприятия, не это уйдет вся прибыть. Оттуда все и пошло. Мы понимали, что надо несколько фундаментальных вещей сделать точно - безопасность, образование, досуг в городе. Это можно создать, имея некие рычаги влияния. Пришлось идти. И мы, вместе с коллегой Даутом Владимиром Александровичем... В этом тоже была сила нашего успеха, что два депутата на территории с одинаковыми интересами во всем.

- Вы пошли в ЗС по своему решению?

- Традиционно генеральный директор «Метафракса» - депутат. Но мое появления там связано с тем, что было принято решение делать больше, чем делали раньше. Это было наше с Даутом решение. Владимир Александрович - человек неравнодушный. Когда я еще депутатом не был, мы с ним многими вопросами стали заниматься. Ездили, смотрели, создавали программы по городу, по району. Стали понимать, что нужно больше полномочий, чтобы делать более серьезные дела.

- А можете сейчас из машины выйти и по Губахе пешком пройти из одного конца в другой?

- Абсолютно. Недавно Виктор Федорович приезжал. Мы ехали, и я ему сказал, что мы сейчас можем выйти из машины, пройти по Губахе. Сегодня - можем, пять лет назад - нет. Я абсолютно уверен, что никто не имеет права сказать, что в Губахе не стало лучше. Это работа моя, Даута и большой грамотной команды.

- Несколько слов о планах.

- Вернуться в юриспруденцию. Я думаю, это не самое далекое будущее.

- Пойдете по научной стезе?

- Нет, по практической. Сейчас, когда я об этом говорю, у меня все кипит, азарт появляется. Особенно сейчас, когда право работает, когда твое участие может повлиять на ситуацию. В суды я не мечу. Это будет практическая работа в юридической компании. И в этот период свобода будет прежде всего. Я смогу поехать на охоту, сходить на рыбалку и буду работать.

Работая на «Метафраксе», чувствую себя как военнопленный. Все расписано по часам, и нет права что-то пропустить. От этого я точно буду уходить.

Эхо Перми
Фото: Эхо Перми

 
Поделись с друзьями в социальной сети:

Комментарии  

 
+17 #1 blunder 30.12.2014 03:44
Да... Еще один "раб на галерах". Ну уж слишком явные аллюзии, на уровне плагиата.

Сугубо из соображений гражданского долга дочитал до конца. Как-то очень уж невнятно, ибо до властителя дум тов. Гарсляну далековато, а для политика и бизнесмена краевого масштаба - слабовато.

Не, ну иногда отжиг вроде начинается, например: "Было время беспредела. Обманывали на каждом шагу, и надо было многое предусматривать . Не сказать, что юридические документы имели какую-то силу, но я занимался вопросами, которые обеспечивали поступления по договорам и т.д.".

Вот если бы тут усилить и углубить, рассказать, какими тогда именно и с кем Армен Гайосович занимался вопросами, что было "т.д." - могла бы быть очень даже ничего себе ретро-зарисовка. Кстати, есть мнение, что эти времена возвращаются.

А так - не верю. Самое непонятное-какой именно мэсседж пытались донести до общественности PR-люди спиртзавода. По контенту-суждения очень сомнительные и двусмысленные: знаю Цодиковича (а надо это упоминание Виктору Михалычу-чтоб весь край знал, что он, ну сугубо теоретически...), лихие 90-е, хочу вернуться в юриспруденцию.

Что это? Лебединая песня? Вспоминаю недавнюю публикацию в газете "Звезда", над которой все глумились, тоже что-то скомканное и сумбурное.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+21 #2 гость 30.12.2014 17:13
Непонятно одно,если у Армена Гайосовича такие наставники были,почему он тогда так плохо наставляет своих ставленников?
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
-84 #3 Автоцентр 30.12.2014 21:26
Да нормальный мужик!!!!!!!они реально с Даутом сделали много для Губахи!!!
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+23 #4 Мимоход 31.12.2014 01:54
Цитирую blunder:
Сугубо из соображений гражданского долга дочитал до конца

А уменя не хватило терпения дочитать. Как понял, всю дорогу "купи-продай", что еще и сказать..
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+28 #5 алекс 31.12.2014 10:00
Цитирую Мимоход:
А уменя не хватило терпения дочитать. Как понял, всю дорогу "купи-продай", что еще и сказать..

а нихрена больше и не умеют.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+49 #6 алекс 31.12.2014 10:01
Цитирую Автоцентр:
Да нормальный мужик!!!!!!!они реально с Даутом сделали много для Губахи!!!

ага один борисов чего стоит:)
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
-58 #7 Автоцентр 31.12.2014 10:15
да ослы вы все здесь!!!!!!!!!! !!!!!!можете хоть 1000 минусов посчтавить это правда!!!!
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
0 #8 555 31.12.2014 13:34
Цитирую алекс:
ага один борисов чего стоит:)

Это пародия!
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+21 #9 гость 31.12.2014 19:11
Думаю, что скоро государство сделает собственникам Метафракса предложение,от которого трудно, даже страшно будет отказаться.Вот они все и чуют эти грядущие перемены. Вообще этот актив давно пора надо забирать.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
-6 #10 ГЦГ 02.01.2015 12:23
Типичная идеология люмпенов-недоучек: забрать и поделить. Только и можете, что выражать свою несостоятельнос ть агрессивными высерами обезличенными и жалкими. В гос собственности с метафраксом станет тоже, что и с заводом смена, мех. заводом, шахтами и т.д. К управлению там придут такие же уроды как и вы, ничего не умеющие, но злобные и ненавидящие любое инокомыслие шариковы. И тогда - опять семьдесят лет тьмы.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+2 #11 губахинец 02.01.2015 12:28
нет, ну люди, надо смотреть объективно, конечно Борисов это "нечто", но город то изменился в лучшую сторону, этого не видит только слепой! Конечно это не заслуга Борисова, но заслуга завода и тех же Гарсляна с Даутом как депутатов! Я понимаю мы вся и всё всегда критикуем, сам такой, но правде в глаза смотреть тоже надо.Конечно много всего и негативного есть, но сдвиги в лучшую сторону очевидны, город стал похож на город! Касательно статьи прочитал её, да сумбурная статья, сказать про себя можно всё, лучше бы узнать непредвзятое мнение его друзей, но так как не знаю ни его лично, ни тех кто с ним знаком воздержусь от комментов.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
0 #12 ... 02.01.2015 16:00
кому он нужен с прибылью 4 ярда..Уралкалии прибыль 23 ярда..его быстренько нагнули..собственник сменился..
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+7 #13 алекс 02.01.2015 17:42
Цитирую ГЦГ:
Типичная идеология люмпенов-недоучек: забрать и поделить. Только и можете, что выражать свою несостоятельнос ть агрессивными высерами обезличенными и жалкими. В гос собственности с метафраксом станет тоже, что и с заводом смена, мех. заводом, шахтами и т.д. К управлению там придут такие же уроды как и вы, ничего не умеющие, но злобные и ненавидящие любое инокомыслие шариковы. И тогда - опять семьдесят лет тьмы.

а вы что нибудь серьёзное построили при свете? если даже ремонт бани величайшее достижение. пока же результаты вашей деятельности выглядят как то не очень особенно шахты, завод смена, мех завод. зато у нас есть прекрасный боулинг и торговые центры.
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
-3 #14 ... 02.01.2015 18:11
Цитирую алекс:
а вы что нибудь серьёзное построили при свете? если даже ремонт бани величайшее достижение. пока же результаты вашей деятельности выглядят как то не очень особенно шахты, завод смена, мех завод. зато у нас есть прекрасный боулинг и торговые центры.

вспомнил шахты,смена,мех .завод, ты бы еще вспомнил паровозы на угле и карбюраторы на бензопилы ...сам сидишь в компе,а не на счетах считаешь..
Цитировать | Сообщить модератору
 
 
+4 #15 алекс 02.01.2015 18:32
а компьютер кстати тоже не отечественный. покажите хотя бы один объект уровня химзавода построенный предпринимателе м. а нету купипродайки этого не могут.
Цитировать | Сообщить модератору
 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер